Письменность и новые исторические источники
В.А. Чудинов

 

Рубрика Исторические комментарии

Каждая наука опирается на некую первичную реальность, на основе которой она строит все свои выводы. Для естественных наук ею является природа, правда, не такая, какая она есть, а такая, какой она выглядит в показаниях приборов. Для гуманитарных наук ею оказывается деятельность человека, но в том виде, в каком ее могут воспринимать другие люди. Для историографии ею считается история общества, однако, опять-таки, не такая, какой она была, а такой, какой ее зафиксировали исторические источники. Получается, что имеется теснейшая связь между видом исторического источника и той картиной прошлого, которая из него образуется путём исторического исследования. Поэтому открытие нового вида исторического источника всегда тревожно: не принесет ли его исследование к изменению уже сложившейся картины истории?

Традиционные исторические источники. Любой исторический источник самым непосредственным образом связан с письменностью. Весьма уважительно историки относятся к сочинениям древних писателей, написанных на латинском и древнегреческом языках. Другой вид этих источников - это летописи или хроники, то есть регулярные, часто по годам, записи происходивших событий. Главным образом на этих двух типах письменных сообщений и основана вся нынешняя историография. К сожалению, историки к этим источникам настолько привыкли, что редко замечают их ограниченность.

Достоинством летописей или хроник является то, что они привязаны к хронологии. Иногда она выдерживается приблизительно, иногда точно. Иногда между разными летописями возникают некоторые различия в датировке одного и того же события. В большинстве случаев это - допустимая погрешность изменения. Однако, у летописей имеется несколько недостатков. Первый из них - это выборочный характер события, упоминаемых в летописи. Как правило, летопись изготавливалась при дворе какого-либо князя и отражала его политическую заинтересованность. Поэтому многие очень важные исторические события, которые не интересовали князя, или были свидетелями его позора, из описания исключались. И напротив, второстепенные события могли быть переданы в хронике как самые важные. Другим недостатком является только упоминание о событии, но не его полноценное описание. И, наконец, в летописях нет указаний на обыденные события, на повседневный быт людей той эпохи.

В этом смысле сочинения древних писателей до определенной степени восполняют эти пробелы. Из них можно узнать много больше сведений о важных исторических событиях, мнения о них их современников, интересные подробности, а также упоминания о местностях и народах. Однако и тут имеются определенные проблемы. Так, древние писатели, расспрашивая обычных людей из той или иной местности о неких событиях, получают не подлинные сведения, а некие легенды. Это - народный взгляд на историю, разновидность фольклора, но такая разновидность, которая нынешними фольклористами не изучается. Точно так же приводятся те названия больших групп людей, которые бытовали в той или иной местности. Например, можно встретить такое название, как «черезпеняне». Для современного русского человека понятно, что если река называется «Пена», то люди, живущие по ту сторону реки - это «черезпеняне», точно так же как за Москвой рекой начинается Замоскворечье, а его жители - «замоскворечане». Это не этнос и не диаспора других народов, это название людей по местности. Однако, поскольку древние писатели не делали различения между этнонимами и названиями людей по месту, то есть топонимами, у историков сложилось впечатление о том, что в древности существовало огромное количество народов и народностей. Наконец, каждый народ искажает названия имен собственных другого народа, подстраивая их под свою фонетику. Скажем, финское название горы, Суома, в русской передаче звучит как Судома, а столица Дании, «Торговая гавань», которая по-датски звучит как Кёбнхавен, по-русски передаётся как Копенгаген. Это - так называемая «народная этимология», презираемая лингвистами. Ее не только не изучают, ее приводят как образец негодных реконструкций истории слов. Но то, что вызывает возмущение у современных лингвистов, считается надёжными историческими данными древних писателей у историков. Конечно, источниковедение как наука пытается заниматься критикой сведений из источников, однако тут успехи не слишком заметны.

Археология и памятники материальной культуры. Википедия характеризует ее так: «Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение) - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время».

Как видим, археология подошла к истории с другой стороны, со стороны самих предметов. Она как раз смогла восполнить дефицит представлений о повседневном быте людей, предоставив на обозрение общественности именно предметы бытовой культуры той эпохи. И вполне можно согласиться с такими важными преимуществами археологии, которые далее перечисляет Википедия: «Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников».

Появление археологии как науки в XVIII-XIX веках было с восторгом встречено историками, поскольку отвечало их глубоким чаяниям «поглядеть хотя бы одним глазком» на предметы древних эпох. Иными словами, археология явилась наукой, которая ДОПОЛНЯЛА уже полученные знания, никоим образом не вмешиваясь ни в хронологию, ни в оценку исторических событий, ни в общую философию истории. Вместе с тем, у неё также имелись недостатки. Первый из них остался незаметным для самих археологов. Дело в том, что среди всех исторических дисциплин, археология - наиболее затратная. Приходится не только выезжать на местность, но и перемещать большие массы грунта, ставить опоры и подпорки, в некоторых местах укреплять грунт. Сами находки следует фиксировать на месте, составлять на них паспорт, промывать, собирать в одно целое из фрагментов, в отдельных частях реставрировать, перемещать на большие расстояния, готовить к экспозиции в музеях, описывать в отчётах и научных публикациях. К сожалению, вся эта отчётность о потраченных денежных средствах и описание материальной составляющей находок (которые после обнаружения представляют собой достаточно дорогие объекты) повлияло на мышление археологов. Теперь в научных статьях представителей этой науки речь больше идёт о паспортном номере образца, месте и ориентации его залегания и датировке, чем об атрибуции, а также принадлежности к определенной археологической культуре и далее - к  культуре определенного этноса.

Другой недостаток - вещи оказываются по большей части «немыми», не несущими письменных текстов. В действительности чаще всего это не так, письменные тексты на предметах имеются, но они - неявные. Надписи могут быть крупными, но выцветшими, если речь идёт о краске, или забитыми пылью, если речь идёт о прорезях, или покрытыми маскирующими их пятнами, если речь идёт о рельефах, наконец, они могут выглядеть светлыми на тёмном фоне, что людьми воспринимается как потёртость, случайная царапина или блик. Она также могут выглядеть написанными не в линию, кривыми или даже перевернутыми буквами разных размеров, что нарушает цельность восприятия слова. Наконец, надписи могут быть мелкими по сравнению с самими предметами. Но археология не занимается надписями. Это - предмет другой науки - эпиграфики.

Третий недостаток - это сложившаяся картина человеческой истории по археологическим данным. Археологи вначале копали там, где было дешевле и доступнее. Позже их предпочтения стали изощрённее, они стали копать там, где научный выход от раскопок будет обильнее и не вызовет споров. Иными словами, выбор места раскопок - это наиболее субъективная сторона археологии. И если одни местности кажутся очень богатыми человеческими поселениями в древности, а другие бедными, то не всегда это соответствует действительности - многие места, в частности, в России, сознательно не раскапываются учёными. Так, на просьбу Валерия Никитича Дёмина провести раскопки на Кольском полуострове, археолог В.В. Седов ответил, что в настоящий момент это нецелесообразно, ибо Кольский полуостров зарезервирован для будущих поколений археологов.

Эпиграфика. Одной из вспомогательных исторических дисциплин является эпиграфика, которая читает надписи не на бумаге и не на пергамене, а на любых других материалах - керамике, дереве, коре, металле, кости и роге, стекле, камне. Надписи на этих материалах обычно немногословны, однако они выполнены определённой письменностью, что позволяет дать этническую атрибуцию найденных артефактов. Если же удаётся не только определить тип письма, но прочитать и перевести надпись, то появляется дополнительная информация, обычно весьма небольшая. Поэтому эпиграфические источники до сих пор считались слабыми конкурентами сочинениям древних писателей и хроникам.

Литоглифы. Археологам иногда попадаются надписи на камнях, но крайне редко, а надписи на них дают очень скромную информацию. Между тем, из русского эпоса и сказок известно, что богатыри именно на камнях читали информацию о дальнейшем пути. То есть, существовали камни-указатели. И действительно, нам удалось найти камни такого типа, на которых много веков назад было указано, в каком направлении двигаться к городу Тверь, а в каком - к храму Яра. Однако гораздо больше существовало указателей другого рода, которые показывали не направление на храм, а близость храма. Такие указатели назывались МАЯКИ, и часто выполнялись в виде или точных, или приблизительных зооморфных скульптур. На самих маяках можно было прочитать подробности: название божества, которому посвящен храм, иногда название мастерской, изготовившей данную скульптуру, а также некоторые другие сведения. Существовали также СЕЙДЫ, которые выглядели как небольшая пирамидка из камней, где внизу помещались крупные камни, а вверху - мелкие. Название происходит от предложения: СЕ ИДИ, то есть, ВОТ ИДИ. Кроме того, в непосредственной близости от храма располагались небольшие камни с надписью ВОЙДИ. Тем же словом обозначался и вход храма. В самом храме камни замещали божество, являясь его МАСКАМИ (иконами). Наконец, существовали камни или скульптуры самого божества, его ЛИКИ. Так что литоглифы дают очень интересную информацию о древних ведических храмах. Отдельным видом литоглифов являются надписи на очень мелких камнях, микролитах. К настоящему времени стало понятно, что литоглифы являются основным историческим источником по исследованию русского ведизма. Однако существование развитой славянской веры в течение многих тысячелетий не вписывается в современную археологическую парадигму, поэтому археология не только не изучает литоглифы, но старается даже вообще вывести исследование культовых камней за пределы своей науки. Это натолкнуло нас на конституирование новой науки о духовной составляющей древних надписей и символов - археоники.

Петроглифы. Этот тип исторических источников известен современной науки. Вот определение из Википедии: «Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба). Могут иметь самую разную тематику - ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни. В основном, это изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок - двадцать тысяч лет тому назад».

Петроглифы отличаются от литоглифов более крупными размерами и более разнообразными надписями. Новизна их как исторических источников заключается в том, что отдельные фрагменты рисунков могут быть надписями, выполненными рунами Макоши или Рода. Петроглифы дают уникальную возможность проникнуть в духовный мир людей каменного века и определить не только промысловое значение тех или иных животных, но и понять их роль в господствовавшей тогда мифологии.

Геоглифы. Они также известны науке. Википедия пишет о них так: «Геоглиф - нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Существуют два способа создания геоглифов - путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример - геоглифы Наски). К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и скульпторы наших дней».

К сожалению, пока наука всерьёз геоглифами не занимается. Между тем, в Англии, где им в последнее время уделяется значительное внимание (но только английским изображениям в виде меловых рисунков на холмах), показано, что они были изготовлены в эпоху бронзы. В наших исследованиях найдены геоглифы гораздо более древнего возраста, в том числе и горные, и подводные. Они нам дают сведения о местоположении древнейших городов, храмов и космодромов. По соотношению размеров крупных и мелких изображений, служащих земными маяками древних космических кораблей, можно рассчитать глиссаду приземления летательных аппаратов прошлого.

Планетоглифы. На фотографиях Луны и Марса высокого разрешения можно видеть надписи, свидетельствующие о древнейшем пребывании людей на этих космических телах. К сожалению, пока наука этим видом исторических источников не занимается, а наши попытки их исследования в ряде случаев наталкиваются на возражения.

Изобразительные миниатюры. Их тоже вряд ли можно назвать новым историческим источником в том смысле, что их изобразительная сторона давно известна науке. Большой академически словарь интернета пишет: «МИНИАТЮРА (франц. miniature - от лат. minium - киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками иллюстрации, инициалы, заставки и т. п. в рукописных книгах. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название "миниатюра" перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах - табакерках, часах, перстнях. О миниатюрах на лаковых изделиях см. Лаки художественные».

Как видим, миниатюры рукописных сочинений, а затем и выросшие из них иллюстрации печатных книг рассматриваются обычно только как произведения изобразительного искусства. Мне было удивительно понять, что вплоть до середины XIX веке многие художники, в том числе и в Западной Европе, нанимали специальных помощников для «правок» в книжных иллюстрациях, то есть, для вписывания в них текста. Специально слегка изменяли штрихи волос, складок ткани, шнуровки обуви, чтобы вписать отдельные буквы, которые иногда превращались в несколько предложений. Затем выяснилось, что то же самое можно наблюдать и на больших церковных иконах, и на крошечных глиняных иконках. А потом оказалось, что традиция вписывания текста тянется с каменного века.

Самыми удивительными в этом отношении явились этрусские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых изображались сценки с участием различных мужчин и женщин. Классическая этрускология полагала, что данные персонажи являются участниками неких мифологических сценок на древнегреческие сюжеты, а немногие слова этрусков на ободке являются именами участников. Однако в наших исследованиях выяснилось, что явные надписи не являются именами собственными, а описывают лишь общую ситуация, тогда как все пояснения, а также имена персонажей приводятся в виде неявных текстов. Более того, имена являются не наименованиями персонажей, а обозначениями стран той эпохи, а сами сценки служат политическими аллегориями на злобу дня. В таком случае, информацию несут не только позы персонажей, но также их мимика, одежда, прически, аксессуары. На сегодня этот тип информации ясен только в общих чертах. Однако более подробное исследование, как я надеюсь, поможет понять историю политических отношений Этрурии не только с Римом, но и с Русью с центром в Москве, а также с Русью с центром в Арконе.

Замечу, что данный исторический источник не только наиболее информативен, но и наиболее труден для интерпретации. Но зато он даёт сведения не только по древним религиям, что не слишком затрагивает сложившуюся историографическую парадигму, но и соотношения между разными этносами и странами, то есть, политическую историю античности. И выясняется, что эта история была во многом не такой, какую мы привыкли видеть в существующей историографии. Так, центральным государством того времени была Ярова Русь со столицей в Москве, и именно Москва считалась столицей всего мира. Вторым по значимости была Ярова Русь со столицей в Арконе. Эллада имела официальное название Яра Рода Русь Яра, как и многие другие части мира Яра, и считалась далёкой провинцией с провинциальными порядками. А Рим был основан по обоюдному желанию Москвы и Арконы как мировой духовный центр, и Русь его взращивала и вооружала. Однако Рим наводнился выходцами из других стран, в частности, арабами, и когда инородцы получили численное преимущество за счёт более высокого прироста своего населения, они взяли власть в свои руки и подчинили себе страну, которая их приютила. А затем началась экспансия в другие страны, и армия Рима стала вести войны ради захвата чужих земель, чужого богатства и чужого населения, то есть, превратилось в государство-паразит. Этрусские зеркала позволяют рассмотреть данный процесс в деталях, из века в век.

Неудивительно, что именно моя монография «Вернём этрусков Руси» вызвала наибольшее неудовольствие историков. Появился новый исторический источник, который возвращает как раз те сведения, которые в течение многих веков прятали Рим и Константинополь. И сразу после публикации моей монографии появились сайты с проплаченными сотрудниками, которые, не рассматривая проблемы по существу, стали обливать меня грязью, выворачивая все аргументы наизнанку. Для меня это было признанием угрозы для сложившейся историографической парадигмы от нового исторического источника.

Однако дело, разумеется, не во мне, а в открывающейся благодаря новым источникам новой информации о прошлом. Естественно, что постепенно этой методикой извлечения исторической информации овладеет масса моих последователей, и со временем историография непременно их признает.

Заключение.  Появление новых исторических источников показывает, что наши предки были во многих отношения выше нас. Они умели соединять воедино изобразительную и письменную информацию так, что получалась весьма ёмкая картина их материальной и духовной жизни. И мы находимся только в начале постижения их интереснейших посланий, которые мы не замечали только в силу своей заносчивости. Нам казалось, что их изображения часто созданы пересекающимися или прерывистыми линиями только потому, что они не умели рисовать. На самом деле они вписывали в рисунки целые послания, которые именно мы в силу нашего невежества, не видели в упор. 


Далее  >>          << назад

 

 

<  На главную 

© 1976 - 2015 г.  Урупский  поисковый  клуб   «Огромное  небо». 
Все права защищены.   

Автор   Б.Чернявский


Хостинг от uCoz