.. с  одной  высоты  горки  на  другую,  можно  просто  застрять  в котловине   между  горками  на свежей  заснеженной  колее  дороги.  Поэтому  Михаил  держал  необходимый  запас  расстояния  от  впереди  идущего  автомобиля.    По   правилам  вождения  оно  удваивалось  на  спусках  и  подъёмах  и  даже  утраивалось  в горных  условиях,  при   плохой  проходимости.

    Этого  не  соблюдал  впереди  идущий  вездеход, стараясь  не уходить  от  автобуса,   снижал  дистанцию  своим  торможением  хода.   Быть  может,  водитель  не  имел  опыта,  не  знал  о  допускаемых  расстояния  между  машинами  в  таких  условиях  дороги?    Или  сопровождающий офицер,  без водительского  опыта  сказал двигаться  совместно  с  автобусом.  Это  стало  абсолютно  ясно,  когда  он совсем  остановился впереди,   прямо  в   конце  подъёма, на  другой  стороне котловины между небольшими сопками,  поджидая  автобус.

    Михаил, уже автоматически  рассчитавший  необходимую  для  преодоления     занесённой  снегом котловины   быструю,   скорость   инерции  движения  тоже  остановился.  Если  ехать  медленно  на  подъём  просто застрянешь  в  котловане,  автобус  не  вездеход.   Быстро  с  разгоном  преодолеть    крутой  котлован  врежешься  в  машину  сопровождения,  она  не  успеет  тронуться  с  места.   Михаил  стоял, подавал знак переключением  света  на  дальний  ближний,  передней  машине  сигналами  требуя  освободить  проезд.  Договорённости о движении,  сигналах  не  было перед  этим.

  Движение на какое-то время  застопорилось.  Полковник-адъютант  маршала  подошёл  к  водителю,  в  чём  дело?  Почему  не  едем?

   - Посмотрите,  товарищ  полковник,  мешает  впереди машина,  ответил Михаил.  Полковник  начал  выражать  беспокойство,  высказывая  претензии  солдату.  Водитель  решил  не  усугублять  обстановку  опасным  вождением,  настоял  на  своём.

  В  разговор  вмешался  маршал,  видимо  проехавший  уже  немало фронтовых    дорог:   

 -   Товарищ    полковник,  водитель  знает  свою  работу.

     Впереди  ведущий  транспорт  водитель,  наконец  понял,  что  мешает    или  офицер  сопровождения,  уже  отдал  приказание  о  продолжении  движения  первой  машине,  но  вездеход  тронулся.

  Михаил,  разогнавшись  на  автобусе,  с  горки,  легко  преодолел    засыпанный  свежим  снегом   участок,  через  полчаса  прибыли  в  расположение  подразделений  без  ЧП.

    На  следующий  день  начались  испытания  тактической  ракеты.   Пусковая  установка её    была     на  базе   гусеничной  машины.  Она  вышла  на  пусковую   позицию  оставляя  колею,  легко  преодолевала    снежный  пласт,  выпавшего  за  ночь  снега.   Утро  было тихое,   тридцатиградусный    мороз   заставлял  поскрипывать   снег  под  валенками  военных.  Это  были  показательные  учения,  по  испытанию боевых  возможностей  новой  тактической   ракеты  в  зимних  условиях.

   Вызванные  на  них  командиры  подразделений  наблюдали  издали  за  операциями  по  запуску   ракеты,  которая   должна  была  поразить  цель  за  десятки  километров    в  заданной  точке.  Ракета по  наклонной  направляющей,  окутав  пламенем  пусковую  установку,  резко  пошла  на  траекторию  полёта  и исчезла  в  утренней  дымке. 

   Всем  приказали  сесть  в  машины,  и колонна  отправилась    в условную точку   поражения  "противника"  боевой  частью  ракеты.  Михаил  ехал  в  колоне  третьим  за  легковыми  машинами-вездеходами  командного  состава.  Автобус  шел  легко  по  заснеженному  участку  дороги  вдоль гористой  местности.  Как  рассказывал  старшина  фронтовик, и  на  ЗИС-5 большая  нагрузка  на  ведущие задние колёса помогала  преодолевать,  довольно  толстый  пласт  снега.  В  машине  у  Михаила   все  сиденья  были  заняты  командирами  подразделений.  Идущие    впереди легковые  продвигались   с  пробуксовкой,  тормозя  местами  колонну.

   Проехав  несколько  десятков  километров,  по  занесённой  дороге   снегом, выпавшим  ночью,   Михаил  решил  помочь  движению  всей  колонны.  На  одном  из  участков  дороги,  местность  ему  была  знакома,  он  набрал  скорость и  быстро  обошёл  легковые  и   поехал  впереди  колонны,   протаптывая  колею  в  снежной  целине. 

    Движение  колонны  ускорилось,   через  время  подъехали  к   месту  взрыва  боевой  части  тактической  ракеты.  Она  была  снаряжена  учебным  боевым  зарядом  в  несколько  десятков  килограммов  тротила.  Михаил  подошёл  по  снежной  целине  к  воронке  в  метров  пять  диаметром  и  такой  же  глубины.  Вывороченные  взрывом  куски  земли,  глины  еще  немного  продолжали  парить  на  морозе.

     Его,  как   и  подошедших  командиров  поразила  точность  попадания  ракеты.   В  трёх  метрах  от  воронки,   в  снежной  целине,   торчал  красный  флажок,  установленный  вчера  под  вечер, как необходимый   объект уничтожения,   в  принципе,   попадание    в точку.

   Не  зря  сейчас  называют новые  ракетные  установки   «ТОЧКА».  Командиры  понимали  значение  точного  попадания  в  бою,  но и  другое:  - мощь  данного  оружия  огромная,  а  если  её  снарядить    атомным  зарядом?

  К  Михаилу  подошел  начальник  автослужбы  подразделения,  молодой  офицер:

  - Вы  почему  нарушили  состав  колонны?  Я  накажу  Вас  за  самовольные  действия.

  - Товарищ  майор,  у  меня    проходимость  автобуса  больше,  чем  у  легковых.   Дорогу  прокладывал,  а  так  бы  мы    к  вечеру  не  доехали.

  Майор,  махнув  рукой  на  примирение,  добавил:

-  Больше  ни  какой  самостоятельности.

  Учения  были  окончены,  прикомандированные  водители отправились  на   автобусах  в  свои части.   Ветер  усилился,  местами  появлялись  перемёты  на  дороге.  Преодолевали  их  с  ходу,   не  сбавляя   скорость, используя инерцию  движения.  Автобус  Курганинского  автозавода   КАВЗ  в  зимнем  варианте,    при  умелом  вождении,  был  хорошей  по   проходимости  машиной.   Михаил  ни  разу за  время  работы  на  нём,   не  доставал   из    инструментального  ящика  лопаты  или  цепи   для  преодоления  трудных  участков  на  дорогах.    

Последнее  редактирование  27.09 2013 г

 

<  На главную 

© 1976 - 2015 г.  Урупский  поисковый  клуб   «Огромное  небо». 
Все права защищены.   

Автор   Б.Чернявский


Хостинг от uCoz