Значок клуба "Огромное небо" Земной шар, заботливо поддерживаемый руками человека, огромное небо с голубем мира, содержит информацию о необходимости   мира между народами, странами, сохранения экологической безопасности на планете.

ТЮЛЬПАНЫ

 

Эта серия художественно-документальных  рассказов посвящается  ракетчикам,  детям  Великой Отечественной   войны к  50-летию образования Ракетных  Войск  Стратегического  Назначения   17  декабря 1959-2009 г.  В  них  изменены только  фамилии, имена  участников.

Опыт  фронтовиков

Сибирские  витамины

       Сегодня  в  средствах  информации часто  слышны  рассказы  о  дедовщине  в  армии.   50  лет назад   в  РВСН,  новых  тогда сформированных войсках из бывших  фронтовиков   и  солдат  молодого  призыва   детей  военных  лет  не  было  и  намёка  на  какую либо  дедовщину.

   Военным опытом постоянно   делилось   старшее  поколение, прошедшее  реальные  боевые  действия.  Миша в  одной  из  осенних поездок  со  старшиной  роты,  рассказал ему   о родном  Кавказе,  его   природе  и  вспомнил,  что   сейчас,   к  осени  много  лесных  фруктов  в  станице,  где  он жил:

-  Особенно  вкусны  сейчас  дикие   груши.  Собирают  их  чуть  зелёными,  потом   они  лежат  в  доме,  при комнатной  температуре. Расстилают  толстым  слоем дичку даже под  кроватью.  Какой  аромат  от этих  груш  идёт.  Через  время  они  чернеют,  поспевая  очень  вкусные,  или сушат   в специальных печках-сушилках,  зимой сушка идёт  в  компоты. 

    Старшина  автороты поделился  опытом  о сибирских  витаминах.  Летом  разные  ягоды,  грибы  любые  от  лисичек  до  белых,  картофель  и  капуста  неплохая.  А   в  годы   Великой  Отечественной  войны  пришлось  попробовать  сосновые  витамины.  Их  полк  находился  в  запасе  на    востоке  нашей страны.   Японцы  боевых  действий  не  вели,  но  наши  вооружённые  силы   держали  наготове.  Питание  давали  слабее,  чем на фронте,  хотя  нормы  по  калорийности   выдерживались.  Летом  все были  здоровы.  А  зимой, она  тогда в  1942-43 –й  выдалась  крепкая.  Люди  вроде  не  больные  и  не  голодные  молодые  солдаты, прямо  в  строю вдруг, падали замертво.   Военные врачи срочно   расследовали  происходящее.  Оказалось,  в  зимнем  питании,  недостаток  естественных  витаминов. Чем  их пополнить?  Зимой  не заготовишь  капусту,  морковь,   а  о  фруктах в  большом  количестве  в годы  войны  и   речи  не  могло  быть.  Медики  решили  применить  древний  опыт  сибиряков. 

     Его,  как водителя, отправили с  машиной в  тайгу  с  солдатами, за  хвойными  ветвями,   нарубили и  привезли  много.  В  бочках  хвою заваривали  кипятком.  Перед тем,  как  войти  в  столовую,  каждый  солдат был  обязан  выпить     кружку  невыносимо  горького  настоя,  без  этого   в  столовую  не  пускали.  Беспричинная  смерть  солдат  прекратилась,  рассказывал  старшина   мощным  луженым  басом,  возможно,  сказывалась  фронтовая  закалка  его  голоса   витаминами  из  тайги. 

 

 

   Инерция  движения 

..Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Снег ли, ветер

Вспомним, друзья.

...Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Автор текста   Ошанин Л. 

Композитор   Новиков А. 

 

    Дороги  фронтовые  отличались  от современных  ухоженных,  асфальтов.  Вождение   машин  по  бездорожью    требует  опыта  вождения, но  необходимо   и  обучение,  теоретическое  с  примерами  из  практики. Фронтовики  делились таким  опытом,  с  молодым  пополнением,   прибывавшим  во  вновь  образованные  войска  РВСН.

   Из  рассказа  старшины  автороты:

   - В  годы   войны   самыми   проходимыми   по  снежным  заносам  были наши грузовые  машины,   ЗИС-5,      ¾    веса,  этой    машины,  даже  без груза, приходилось  на  задние  колёса,  что  повышало  проходимость  автомобиля  в тяжелых   условиях   непроходимых  участков  дорог,  грязи,  заснеженности. Особенно трудны   дороги  сибирские, зимой  занесённые  снегом  или   ледяные.   Поэтому,  чем  больше  нагрузка  на  ведущие  колёса   заднего  моста,    тем  лучше   сцепление  с  дорогой,  в  труднопроходимых  участках  дороги.   Это  водитель  обязан  учитывать   при  погрузке  груза,  и  вождении  в  тяжёлых  условиях. 

    Сегодня  дороги  строятся,  возвышают  их    от снежных   заносов.  Особенно  трудны    в  преодолении  лощины,  там    заносы     появляются  неожиданно.  После    снегопада    с  ветрами,  проезжаешь  по   хорошей,  чистой  дороге,  а  на  обратном  пути  она  уже  занесена.  Здесь  или  лопатой  проделывать  проход  или  с  хода  проходить  этот  участок  инерцией  движения.

    Михаил  знал  многое  уже  из  своего  опыта  работы.  Около  трёх  лет до службы  в  армии,   ему  приходилось водить  технику, на  зимних заснеженных   дорогах    Алтая. 

  После  прохождения месячного  курса  молодого бойца, в  войсках  РВСН    началось  обучение  молодых  водителей уже  имевших  права,  опыт  вождения.   Повторяли   правила  дорожного  движения, изучали  устройство  военной техники.  Затем  шло  знакомство  со  спец  техникой,  установленной  на  автомашинах.   Заканчивалось    переподготовка  военных водителей  500-километровым   маршем - автопробегом   подразделения.  Водителей  к этому  времени    уже  закрепляли    машины.

   Михаил,   при   распределении   машин,    вначале  получил  автомобиль  повышенной  проходимости  ГАЗ-63.   Позже,   по  его  просьбе, направили  на  завод,  для  обучения  на новые   военные автомобили   с  танковыми   дизельными  двигателями. Практически  для  таких  вездеходов  не  существовало  бездорожья.

   Через  год  службы  в  армии,  опытные  водители,  имели  право  сдавать  экзамены  на  повышения  классности.   Так  Михаил вместе с 10-ю  водителями,  подал  рапорт  командиру,  о  желании  повысить  свою  квалификацию.   Достал  необходимую  учебную  литературу,  сделал    оборудование для учебного  класса, в  чём  помогли  офицеры, нарисовал  дорожные  знаки.  В  этом  классе водители  и  занимались  самоподготовкой   в  свободное  время.  Дело  в  том,  что многие  только  сформированные  подразделения  РВСН  размещались,  как  говорят  на  пустом  месте.

   Михаил    организовал  место  для  занятий   спортом,  в  пустующем  боксе,  где  раньше  размещался  склад  танкистов.  Там  по-военному   быстро  соорудили  ковёр  для  борцов.   Насыпали  опилок,  растянули  палатку.   Поставили  турник,   штангу,  гири  и  в  свободное  время разминались,  занимались    спортивной  подготовкой.  

   Михаил   имел  опыт  работы   с  молодёжью.  Когда  учился  в  средней  школе  №1,  города  Абинска  в  Краснодарском  крае,  и    затем  при  работе  на  Алтае  в   колхозе,  его    выдвигали  в  комитет  комсомола,  как  организатора  многих  мероприятий.  Он  знал,  что   своё  свободное  время  можно  использовать    по  организации  своего  досуга,  физической  подготовки, учебы   или  просто  потерять  время.

    Через  время  солдаты  самостоятельно  подготовились  для  сдачи  экзамена  на  повышение  своей  классности   и  успешно  сдали  его.   Водителей,  повысивших  свою  квалификацию,  распределили  на  другую  технику.  Так,  за    Михаилом  закрепили  полученный   новый  автобус.  Как  опытный  водитель,  он  допускался  к  перевозке  людей.

Однажды,  из  соединения   РВСН, пришёл   приказ  направить в  командировку на  два  дня,  три автобуса из  полка  на  полигон.  Выдали продовольственный   паёк   водителям    дали  маршрут  движения,  Михаила  назначили  старшим.   Прибыли    на  место   вечером,  разместились.     Скоро  Михаилу  приказано  было  подать  автобус  к прибывшему  из  Москвы  поезду.  Сопровождающий    офицер  приказал  Михаилу  подогнать  на  платформе  автобус  к  одному  из вагонов.   Из  вагона  вышла  группа  офицеров  полковников,  окружавших   старшего   офицера, в  бурке  и папахе,  как  потом  Михаил  узнал  маршала   артиллерии.

   Сели  в  автобус,  Михаил  поехал  в  подразделение.  Вечер  был  тихий,  но  снег сыпал  хлопьями.   Впереди  и  сзади  появились  закрытые  вездеходы - машины  сопровождения.  Впереди  идущий  вездеход  освещал  свою  спину синими  габаритными  огнями.

   Вождение машины   по  перекатам  здешних  сопок  было  особенным.   Если  не  набрать  инерции  движения  при  переезде  

Продолжение » 


 

<  На главную 

© 1976 - 2015 г.  Урупский  поисковый  клуб   «Огромное  небо». 
Все права защищены.   

Автор   Б.Чернявский


Хостинг от uCoz