Закон о пяти колосках
2 августа 1932 г.
Сов. секретно.
Правлениям колхозов предлагается применять "строжайшие меры взыскания": штрафы, предание суду, исключение из колхоза. "Случаи собирания и кражи колосков на неубранных полях немедленно ликвидировать". Обязать райотделение ОГПУ и милицию применять к хлебным перекупщикам репрессивные меры - конфискацию хлеба, штрафы, высылку. Вместе с тем "запретить допущение репрессивных мер на рынках в разгоне базаров, не допуская административных действий в отношении колхозников и трудящихся единоличников".
ЦДНИКК. Ф. 1075. Оп. 1, Д. 75. Л. 25-26
59. Постановление бюро Павловского райкома ВКП(б) о выполнении решения Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) от 26 декабря 1932 г. о ходе хлебозаготовок.
26 декабря 1932 г.
Строго секретно.
Отмечается, что ряд станиц, особенно Уманская, Незамаевская и Старолеушковская саботируют решения крайкома партии. "Совершенно правильным" признано занесение ст. Уманской на черную доску. Исключен из партии уполномоченный крайкома по этой станице - председатель райисполкома "за явно оппортунистическое руководство и способствование классовому врагу". В Уманскую командированы секретарь райкома Будгер и зам. председателя райисполкома Попов для проведения всех мер, вытекающих из занесения станицы на черную доску.
ЦДНИКК. Ф. 1384. Оп. 1. Д. 65. Л. 166 - 168.
По распоряжению, названному в народе: - "Закон о пяти колосках", не разрешалось брать ни одного колоска? опавшего на поле. В с. Благодарное, осенью люди пытались найти у кротов схроны запасов еды на зиму , но и это зерно забирали.
Коллективизация в Ставрополье.
В Ставрополье проводилась аналогичная коллективизация, в более богатых селениях.
Из рассказа Нины Пантелеевны ( от 04.2012 г.) :
Мои родные мать с отцом, в 30-м приехали с Украины, Донецкой области. Старшая сестра мамы уехала в Грузию на заработки, там разгромной коллективизации не было, младшая сестра работала в колхозе, рядом на хуторе Воровский.
В моей семье были две сестры близняшки Ефросиния и Аннтонина и два брата близнецы Серёжа и Коля. В Казьминском люди жили хорошо, зажиточно, всё было в хозяйстве.
В 31-32 гг. начали раскулачивать всех поголовно. Так, в селе Казьминское,, забрали всё продовольствие у населения и вывезли. Выгнали из дома моих родителей, забрали всё. Начался голод умерли близняшки сёстры, близнецы братья, отец. Мать отправила меня к своей младшей сестре в х. Воровской, там людей не раскулачивали сильно и переехала сама на работу в колхоз.
На этом хуторе мама встретила Михаила Лукьяновича, очень доброго человека, у него умерла жена, остался он с тремя сыновьям, двойнятами 23 года и 28 года Андрюша. В 1934 г. мы новой семьёй семь человек, переехали в х. Чайкин, там уже люди спокойно работали, разрешалось держать и не большое своё хозяйство.
В 1934 году, в 6 лет я пошла в первый класс. Помню учителя Андрея Кондратьевича Чиж, он вёл у нас занятия в начальной школе. В 1938 году пошла в 5-й класс в школу с. Благодарное, куда из Чайкино мы ходили на уроки пешком.
В хуторе Чайкин нашими соседями была семья дедушки Елисея Прокофьевича. Первая жена его умерла, он женился на второй Марии Трифововне из станицы Спокойной, у неё был сын Коржик Василий (погиб в годы ВОВ на Марухском перевале).
Мария Трифоновна, заботливая, добрейший души человек, бывало напечёт кукурузных лепёшек, а они тогда, в голодные годы, были как торт сейчас для детей и зовёт меня по соседски:
- Ниночка, девочка иди , я оладушков напекла...
Малая я была бойкая, то ношусь с ребятами по деревьям, то в пруд что рядом прыгаем, так нечаянно ногу и подворачивала. и мама просила оказать деда Елисея мне врачебную помощь.
Пришёл Елисей посмотрел на меня и добродушно говорит:
- Эх ты нечиста сила, опять дытынка ногу вывернула, и мощными пальцами быстро, без боли правил на место сустав.
К нему постоянно за помощью обращались сельчане, подлечить скотину, а костоправ был один такой в округе. Сыновья его, бравые парни учились в институтах, а когда Саша приходил, со службы в отпуск в морской форме, все девчата на хуторе о нём вздыхали, а я гордилась соседом моряком.
Коллективизация на Дону
Казаки Дона, как правило, имели большие семьи, проживали в сельской местности. Держали своё хозяйство, дом с хозяйственным двором, коров, лошадей, землю. Жили в большинства семьях зажиточно, одновременно несли особую обязательную воинскую повинность. Так, донцами защищались южные рубежи России, например созданием крепости Прочный Окоп.
На основе разработанного Г.А. Потемкиным плана устройства новой линии Екатерина II от 24 апреля 1777 года подписывает Указ о создании Азово-Моздокской линии укреплений. А своим указом от 8 мая 1777 года Екатерина II на строительство новой военной линии выделила 50 тысяч руб.
5 января 1778 года на высоком правом берегу Кубани, против устья реки Уруп, Александр Суворов построил Царицынскую крепость. Она перекрывала броды и переправы с Закубанья и до границ владений России в предкавказских степях. Но крепость просуществовала всего несколько месяцев, оставив глубокий след в истории отпора турецко-крымской агрессии и сопутствующих ее набегах.
А топоры казаков Хоперского, Волжского, двух Донских казачьих полков, Владимирского драгунского, Кабардинского пехотного и егерских батальонов застучали в урочищах рек Малки, Куры, Золки, Подкумка, Карамыка, Калауса, Члы, Егорлыка. Падали вековые дубы и буки и вырастали срубы, дозорные башни, новые крепости.
Губернатор П.С. Потемкин, воспользовавшись сохранившейся фортификацией, в 1784 году восстановил крепость и назвал ее «Прочный Окоп», признавая тем самым совершенство суворовских укреплений.
из http://www.circas.ru/index.php?newsid=16
Апрошынэ (адыг.) – так черкесо-гаи называли станицу Прочноокопскую. Можно предположить, что это «очеркешенный» вариант русского слова прочный. Но есть большая вероятность, что в этом топониме заимствовано другое слово – апроши – подступы, покрытые земляными насыпями ровики, используемые для безопасного приближения к атакуемому фронту крепости. По договору 1783 г. с Турцией, р. Кубань была определена в качестве границы между Россией и Черкесией. В 1784 г. здесь были заложены две крепости – Прочный Окоп и Преградный Стан. Станица Прочноокопская, в которой поселилось до ста человек донских казаков, первоначально была основана на территории современного армавирского кирпичного завода № 2 и рабочего поселка. Однако систематически повторявшиеся разливы реки вынудили казаков переселиться на нынешнее место ст. Прочноокопской, на возвышенном правом берегу р. Кубани. Покинутая же территория постепенно заселялась пришлым населением из России, Болгарии и Закавказья. Здесь образовался поселок, названный Старой Станицей, который теперь является частью г. Армавира.
Остатки валов крепости Прочный Окоп
Позже, недалеко от крепости, в 1794 г. была построена станица Прочноокопская.
Численность населения станицы в начале ХХ века составляла около 15 тысяч человек. А в настоящее время, в станице проживает 5274 человека. Причиной такого резкого снижениянаселения является Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, коллективизация, голод, сталинские репрессии, Великая Отечественная война, урбанизация, экономический кризис 90-х годов ХХ века, упадок уровня жизни.
Казаки Хоперского полка особо отличившиеся в укреплении и защите крепости были отмечены командованием. Среди десятка фамилий есть казак Егунов, уроженец станицы Арженовской, что находится недалеко от известной станицы Вешенской по книге "Тихий Дон" писателя Шолохова.
Арженовская станица — 4275 жителей (1985 мужчин и 2290 женщин) — располагалась в урочище Луки на правой стороне Хопра. В 1687 году станица уже существовала. В 1777 году построена церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, интересна как памятник развития церковного зодчества.
Еще только началось освоение Америки , а станица уже существовала.
Родные его издревле проживали в Зотовской станице
где — 8666 жителей (4108 мужчин и 4558 женщин) — расположилась на правой стороне Хопра у Луки. В Зотовской станице в 1682 году уже существовала Архангельская церковь. В этой станице до 1747 года был святой антиминс, освященный преосвященным Феодосием, епископом Воронежским и Елецким. На антиминсе надпись: "Вверх на Хопер в Зотовскую станицу от сотворения мира 7228 года, а от Р.Х. 1720 г." До 1785 года существовала деревянная во имя архистратига Михаила церковь. 3 февраля 1785 года заложена каменная во имя знамения Пресвятой Богородицы.
Коллективизация 1925-31 гг. стала заключительным этапом расказачивания, в ходе которого были ликвидированы единоличные казачьи хозяйства, а казачество было превращено в колхозное крестьянство так Хоперский округ Царицынской губернии, стал передовым районом страны по темпам и масштабам коллективизации. Первая волна репрессий прокатилась по Хоперскому округу в период хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 г. и затронула прежде всего «зажиточно-кулацкую группу», в которую зачастую попадали и середняки. Фактически с весны 1929 г. в Хоперском округе, как и в стране в целом, полным ходом пошла кампания по раскулачиванию.
16 конференция ВКП (б) в апреле 1929 г. и 5 съезда Советов СССР (май 1929 г.) утвердили окончательный вариант первого пятилетнего плана, в котором были предусмотрены конкретные сроки проведения коллективизации в стране. Далее: РАСКУЛАЧИВАНИЕ и >
РАСКАЗАЧИВАНИЕ В ХОПЕРСКОМ ОКРУГЕ В 1927 – 1931 ГГ.
далее > 7
далее > 6
3 < назад
2 < назад
1 < назад