5

30-е    годы 

«Навеки с Россией!»  Памятник русской царице    Марие Темрюковне в центре Нальчика

 

 Иван IV, князь Московский и всея Руси (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.), второй женой (1557г)  царя  была  русская царица  из «пятигорских черкес» дочь кабардинского князя Мария Темрюковна.

  В 1571 год, когда царь Иван Грозный отдал приказ князю Михаилу Ивановичу Воротынскому «ведати… всякие свои государевы польские службы», а так же повелел новому начальнику русской пограничной стражи собрать в Москву «станичных голов», «вожей» и «сторожей». Их совещание оставило нам «приговор» от 21 февраля 1571 года, в котором указана структура пограничной службы на Руси, упомянувший и «голову в поле», который должен был посылаться из города Шацка и «стояти в Вежках», выше Медведиы и Хопра». 

700   лет   назад 

   Казаки    Дона  говорилим  по-русски.   По   сохранившимся документам,   исповедовали Православие,  - с 1261 г. его   народ окормляла  Сарско-Подонская епархия.  

   Казаки   не  только    выполняли   охранную  службу  на  рубежах  Руси,  но  и   участвовали   в  сражениях  по  защите  Отечества.  Издревле  через  казачество  налаживались   добрососедские   отношения  с  другими  народами.  Почему?   По  своей  сути  казачество     было интернационально.   Казаки   являлись  смесью  разных  народов,  никогда не претендуя  на какую-либо  чистую  национальность. Такие  связи  с 13-14 вв     казаков  с Дона  и Запорожья     установлены с  другими  народами.

  Так,   прапрадед      казак  Егунов,  550 лет назад,  участвуя  в  походах  на  Кавказе,  при  Иване  Грозном   привёз  на  Дон  невесту,  родом  из  пятигорских   (адыгов) черкесов.  Позже  так   поступил  и  правнук,  по  имевшимся  связям  с родственниками  на Кавказе.   Семья,    созданная  по взаимной  любви,   была большая  10  детей,  Один  из его  внуков,    привёз    после  службы  домой  красавицу  полячку.  Сосед  тоже привёз  из Польши  невесту,  но  еврейку.  Другой  родственник  привёз  француженку.    

  Так   принято  было   и  в  других  казачьих  семьях,  если  встречали  себе  пару  по любви.    Это  способствовало,  возможно,  особому  укладу  добрососедства в  отношениях   родственников,  находившихся   в других  странах,  часто  граничивших  с  Россией.    Добрые  отношения  народов  разных  национальностей,  взаимопомощью часто   выручали в  период  природных  и  политических  катаклизмах   в  какой-либо  стране.

   А  как  же  с  религиями  разных  национальностей  в  семье  казака?  На  этот  вопрос  мне  дала   простой  ответ старая  казачка,  не  грамотная  бабушка    Анна  Тимофеевна: 

  - Кто,  в какого  бога  верит,  пусть    по-своему  ему  и молится.   Он бог   один  для  всех,  как  его  не называй.

   (Выше  привёдён  пример  автора)   т. к.  не  все исследователи  могут  понять   общности исторических судеб прямых предтечей кабардинцев и гребенцов в 13-15 вв. и совместного их появления в Пятигорье и бассейне р.Терек на рубеже 15-16 вв., позволяет глубже исследовать и понять ту сложившуюся тогда  этноидентификацию («черкесы» = «казаки»), которая до сих пор не получила своего «специального и непредвзятого осмысления»  (С.Д.Шаова),   далее >

 

  Древняя религия черкесов (адыгов) представляет собой систему поклонения Великому Тха (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Тхьэ не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он - творец Законов Вселенной, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Для проведения обрядов богослужения (Тхьэлъэlу) нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщlэ). Поэтому обряды проводились в особых местах, чаще всего рощах - Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз, возле большого дерева...     

Материал из Википедии   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EB%E8%E3%E8%E8_%E0%E4%FB%E3%EE%E2

Позже,   часть      адыгов   была  исламизирована    турецким  нашествием  и принимала  другие религии.  

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ? >

© Валерий Шамбаров.

  Население Дона говорило по-русски, исповедовало Православие - с 1261 г. его  окормляла Сарско-Подонская епархия. В 1380 г. казаки на стороне Дмитрия Донского участвовали в Куликовской битве. Но в 1395 г. по Дону прокатилась армия Тамерлана, после чего, по словам современника, здесь остались лишь "развалины многих городков".


  Часть уцелевших казаков ушла на Днепр, часть во владения рязанских, северских князей. Пристраивались на службе в Крымском ханстве, в Азове и других генуэзских колониях. В связи с распадом Золотой Орды и междоусобицами степь превратилась в "дикое поле", и заново заселение Дона началось с конца XV в. - от Азова, откуда казаков выгнали турки,

в это же время, в XV - XVI вв, шло формирование Российского государства и великорусского народа, объединившего московитян, новгородцев, рязанцев и пр. А процесс этногенеза не только благотворный, но и болезненный. Самые энергичные, активные люди могут противиться "унификации" и погибают. Так было в Западной Европе, Арабском мире, других странах. Но в условиях России нашлась "готовая" структура, нуждавшаяся именно в таких людях - осколки древнего казачества. И оно для подобных людей подходило. Старая форма приняла новое наполнение. То есть, образование великорусского этноса и казачества стало "двуединым" процессом. Случай в мировой истории уникальный, поэтому и не удается втиснуть казаков в стандартные классификации.


  Жили они в экстремальных условиях, в постоянной опасности. Отсюда вырабатывались традиции самоорганизации, братства, дисциплины, высочайшего воинского мастерства, которому учились с детства. Русские цари начали привлекать казаков на службу с XVI в., хотя они при этом сохраняли свои вольности, самоуправление, обычное право (до XVIII, а на Тереке до XIX в). Часто казаки действовали не по государевым и воеводским указам, а по собственному разумению (даже вступая из-за этого в конфликты с правительством). А утверждалось такое поведение осознанием самих себя "воинами Христовыми", защитниками "народа православного" от "басурман". Это было духовной доминантой, помогало стойко переносить жертвы и лишения, объясняло образ жизни. Считали ли казаки себя русскими? Да, считали, в чем нетрудно убедиться, например, из самого древнего дошедшего до нас памятника казачьей литературы, "Повести об Азовском сидении", созданной есаулом Порошиным. Причем надо иметь в виду - в ту пору главным индикатором национальности было не происхождение, а вера. Немец, татарин, вогул, принявшие православное крещение, становились полноправными "русскими". И православные украинцы с белорусами в составе Речи Посполитой именовались "русскими"..   далее >

 

Казачество XV-XXI вв

 

(конец ХV-ХVII вв.)   О  ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КАБАРДИНЦЕВ И КАЗАКОВ  В  ПРИТЕРЕЧЬЕ

 Казачество России: история и современность. ВЕЛИКАЯ Н.Н.  - Краснодар, 2002, с.31-34.

 

Кабардинцы и терские казаки в XVI–XIX вв.: основные этапы боевого содружества

 

Казаки    Восточного Предкавказья 

Казаки - кто они?

http://www.kazak-narod.ru/full/istoriya/kazaki_-_kto_oni/  

kazak-portal.ru/istorija/kazaki-16-19-vek/71-kazaki-kto-oni.html

Казаки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E7%E0%EA%E8.   Материал из  Википедии — свободной энциклопедии

 

 с  1911 г  История жизни Донского казака, написанная им самим 

     Из  http://www.kazak-narod.ru/full/istoriya/kazaki_-_kto_oni/

Картина    И.Е. Репина  «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,  создана    в 1891 году.

  Из   http://pav-edin23.ru/2013/11/22/kartinu-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu-vpervye-privezli-v-krasnodar/#comment-1986 

Александр Завадский 
25.11.2013 в 19:50

      Вот письмо султана:

     - Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
  

  А вот ответ казаков:

       - Запорожские казаки турецкому султану!

  Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, р……б твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х.я крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою [...]б.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в ж…у нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.


Казаки - кто они?

 ... можно предположить, что казаки — это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в усло­виях, от нее не зависимых.

  Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в бескрайних южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападе­ния кочевников на свои селения, казаки сами совершали набеги, экспе­диции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих лю­дей профессией, формировала характер и своеобразный быт.

  «Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было естественно и необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», — писал историк СМ. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что
«на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в
особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага. Граница запаслась казаками»..   далее >

Автор: Смирнов Николай Николаевич

на  40-е годы >

далее  >8

  далее  > 7

далее >  6

 4  < назад 

 3 < назад

<  назад 

<   назад

 

 

<  На главную 

© 1976 - 2015 г.  Урупский  поисковый  клуб   «Огромное  небо». 
Все права защищены.   

Автор   Б.Чернявский


Хостинг от uCoz