© Валерий Шамбаров.
Население Дона говорило по-русски, исповедовало Православие - с 1261 г. его окормляла Сарско-Подонская епархия. В 1380 г. казаки на стороне Дмитрия Донского участвовали в Куликовской битве. Но в 1395 г. по Дону прокатилась армия Тамерлана, после чего, по словам современника, здесь остались лишь "развалины многих городков".
Часть уцелевших казаков ушла на Днепр, часть во владения рязанских, северских князей. Пристраивались на службе в Крымском ханстве, в Азове и других генуэзских колониях. В связи с распадом Золотой Орды и междоусобицами степь превратилась в "дикое поле", и заново заселение Дона началось с конца XV в. - от Азова, откуда казаков выгнали турки,
в это же время, в XV - XVI вв, шло формирование Российского государства и великорусского народа, объединившего московитян, новгородцев, рязанцев и пр. А процесс этногенеза не только благотворный, но и болезненный. Самые энергичные, активные люди могут противиться "унификации" и погибают. Так было в Западной Европе, Арабском мире, других странах. Но в условиях России нашлась "готовая" структура, нуждавшаяся именно в таких людях - осколки древнего казачества. И оно для подобных людей подходило. Старая форма приняла новое наполнение. То есть, образование великорусского этноса и казачества стало "двуединым" процессом. Случай в мировой истории уникальный, поэтому и не удается втиснуть казаков в стандартные классификации.
Жили они в экстремальных условиях, в постоянной опасности. Отсюда вырабатывались традиции самоорганизации, братства, дисциплины, высочайшего воинского мастерства, которому учились с детства. Русские цари начали привлекать казаков на службу с XVI в., хотя они при этом сохраняли свои вольности, самоуправление, обычное право (до XVIII, а на Тереке до XIX в). Часто казаки действовали не по государевым и воеводским указам, а по собственному разумению (даже вступая из-за этого в конфликты с правительством). А утверждалось такое поведение осознанием самих себя "воинами Христовыми", защитниками "народа православного" от "басурман". Это было духовной доминантой, помогало стойко переносить жертвы и лишения, объясняло образ жизни. Считали ли казаки себя русскими? Да, считали, в чем нетрудно убедиться, например, из самого древнего дошедшего до нас памятника казачьей литературы, "Повести об Азовском сидении", созданной есаулом Порошиным. Причем надо иметь в виду - в ту пору главным индикатором национальности было не происхождение, а вера. Немец, татарин, вогул, принявшие православное крещение, становились полноправными "русскими". И православные украинцы с белорусами в составе Речи Посполитой именовались "русскими".. далее >
(конец ХV-ХVII вв.) О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КАБАРДИНЦЕВ И КАЗАКОВ В ПРИТЕРЕЧЬЕ
Казачество России: история и современность. ВЕЛИКАЯ Н.Н. - Краснодар, 2002, с.31-34.
Кабардинцы и терские казаки в XVI–XIX вв.: основные этапы боевого содружества
Казаки Восточного Предкавказья
Казаки - кто они?
http://www.kazak-narod.ru/full/istoriya/kazaki_-_kto_oni/
kazak-portal.ru/istorija/kazaki-16-19-vek/71-kazaki-kto-oni.html
Казаки
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E7%E0%EA%E8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Из http://www.kazak-narod.ru/full/istoriya/kazaki_-_kto_oni/
Картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создана в 1891 году.
Александр Завадский
25.11.2013 в
19:50
Вот письмо султана:
- Я, султан и владыка Блистательной
Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле,
властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого
Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь,
никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба
Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман,
устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки,
сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями
не заставлять беспокоиться.
А вот ответ казаков:
- Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого
чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда
голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты,
сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся,
землёй и водой будем биться с тобой, р……б твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар,
Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга,
Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого
аспида внук и нашего х.я крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака,
некрещённый лоб, мать твою [...]б.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан
пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в
небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в ж…у нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.
Казаки - кто они?
... можно предположить, что казаки — это уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых.
Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в бескрайних южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали набеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.
«Существование казаков, как пограничного воинственного народонаселения, было естественно и необходимо по географическому положению Древней Руси, по открытости ее границ», — писал историк СМ. Соловьев. Характеризуя государственное значение казаков, он отмечал, что
«на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, в
особенности на тех границах, где никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага. Граница запаслась казаками».. далее >
Автор: Смирнов Николай Николаевич
далее > 7
далее > 6
3 < назад
2 < назад
1 < назад